Шрифтовая симфония Владимира Шейко «Российский экслибрисный журнал»

01/05/2009
 
2009г.
«Российский экслибрисный журнал»  выпуск 10,  стр. 47-50
г.Москва.  Изд.«РАЭ и МСК»
 
 
«Шрифтовая симфония Владимира Шейко»               
Владимир Сергеевич Шейко родился в 1949 году в г.Кишинёве.
Постоянно работает художником  Государственного телевидения Молдовы.
Экслибрисом занимается с 1975 года. Создал около 100 книжных знаков.
Участник многих Республиканских и международных выставок экслибриса.
 
    О творчестве Владимира Шейко сегодня можно судить, в первую очередь, по книжному знаку и по малой презентационной графике. В этой области он раскрылся и реализовался в полной мере. Шейко постоянен в своих занятиях и служит только трём музам: телевидению, где он трудится около сорока лет, экслибрису и коллекционированию знаков и марок.
     Не всем удаётся сразу обратить на себя внимание своими произведениями, как это получилось у Шейко; его опусы стали предметом коллекционирования многих собирателей книжного экслибриса. Это не только потому, что основная часть его творчества - это гравюра малых форм, но и потому, что график по-разному подходит к выражению темы, потому, что в основе каждой работы - чувство доброты,  душевной теплоты и лирического настроя.
    Круг владельцев экслибрисов, создан­ных художником, широк и разнообра­зен: это певцы и  музыканты, коллеги по работе и творчеству, научные работни­ки и юные книголюбы. Эти знаки определяют многообразие сю­жетных решений, выбор материала, ха­рактер исполнения: «ex libris  », «ex libris  », «Из книг», «Из книг Белоусовых А. и О.»
    Каждая новая работа Владимира Шейко в области книжного знака - это шаг к совершенст­вованию, шаг в освоении техники гравюры, шаг к познанию взаимоотношений. Кажется, что для художника не существует границ в расширении возможностей использования различных приемов в линогравюре или гравюре на пластике. В его работах мы видим доведенные до совершенства оттиски малой графики, будь то черно-белый экслибрис или многоцветная поздравительная гравюра «PF». График смело варьирует воз­можностями техники печати, то делая оттиск изысканно-мягким, то контрастно резким, то вдруг его линия становится светлой на тем­ном фоне или наоборот.
     Вся малая графика В.Шейко развивается по своим внутренним законам, в основе которых лежит единство традиционных соотношений сюжета, содержания и техники гравирования.
     Художник смотрит на мир своим особым видением и в обычном материале находит необычное, заставляя зрителя раз­мышлять над этим, пробуждая добрые и светлые чувства.
   Волшебно-образный мир его экслибрисов неуловим и идеалистичен, но всегда изобразительно активен. Нередко предметом художественного освоения плоскости малой формы становятся простые вещи, где обыкновенные предметы чудным образом преоб­ражены благодаря личностному взгляду художника. Иногда предметно-пространственная основа сумбурно усложнена объектив­ными и личностными элементами восприятия. Но в этих, на первый взгляд, разных графических элементах и темах есть нечто, что их объединяет.  Во времени эти графические листы сближаются, становятся в ряд, словно раскрывая эмоциональные переживания, манеру и грани творчества автора.
    В. Шейко часто обращается к книж­ным знакам для юных книголюбов, ре­шая их очень непосредственно, с эле­ментами игры и легкого юмора. Все дет­ские экслибрисы отмечены проникнове­нием во внутренний мир ребенка («Из книг Доны. Школа», «Книжка Виталика Захарова», «Книжка Доны»).
     Художник на протяжении ряда лет ищет свой художественно-пластический язык. Ищет трудно, но активно, преодолевая все сложности познания плоскостных и пространственных законов гравюры малых форм. Мастерство владения различными приемами пластики и гравирования ярко проявилось в цикле экслибрисов, которые можно объединить общим названием «Шрифтовой».
     Шрифт- это та область, где пути изображения и буквы скрещива­ются и переплетаются.  Специфичность графики как изобразительного искусства здесь находит свое полное разнообразие и реализацию. Именно в шрифтовой гравюре художник нашел индивидуальный подчерк и оригинальный стиль, раскрыл
художественную, техническую и цветовую тематику своего творчества, сформулировал самостоятельную концепцию в работе над гравированным шрифтовым экслибрисом. Технические возможности в шрифтовых композициях Шейко являются основной формой его художественно­го мышления и одновременно выра­жением пластических и цветовых идей. В первых же шрифтовых работах график находит интересные противопоставления, которые по своему содержанию и формальным приемам усиливают восприятие темы, заставляя их зву­чать с большей эмоциональной остротой. К этим разработкам можно отнести экслибрисы....
    По первым серьезным опусам видно, что формальное построение знака, техническое усложнение, последовательное осмысление жанра, от листа к лис­ту раскрывают новые стороны современного экслибриса. При изучении построения и разработки знаков художника понимаешь, что один из опусов вводит в тему, а последующий ее завершает. Даже в шрифтовых гравюрах В.Шейко отражаются теплота отношений: взаимоотношения художник и библиофил, художник и заказчик. Им придумана многоплановая тематика выполняемых книжных знаков,  многогранные соотношения поэтических метафор и изобразительного искусства.
Графические миниатюры В.Шейко это высокохудожественные, проду­манные до мельчайших деталей изобрази­тельные композиции,органично вписываю­щиеся в книгу как своеобразный элемент оформления. В них найден ритм противопоставлений времени и стиля, эмоциональных напряжений и ассоциаций, литературы и театра. Они построены в современном понима­нии законов композиции, емко и многопланово выра­жая волнующие проблемы художника, библиофила и зрителя.
    Искусство Владимира Шейко органично. Это искусство помогло создать ему много хороших книжных знаков и свою графическую манеру. Это был путь неожиданных поворотов и открытий. Ближайшее будущее нам может показать другого художника Шейко.
 
 
Автор: Григорий Босенко
Авторские права защищены