Музей экслибриса: 25 лет забвения

07/02/2013
Музей экслибриса: 25 лет забвения
 
 Одна из значимых дат в моей биографии  - 10 февраля. Двадцать пять лет тому назад в этот день в Кишиневе родился первый в бывшем Советском Союзе музей экслибриса. Недавно, перебирая бумаги, связанные с этим событи­ем, я с трепетным сожалением подумал, что большое и нужное  дело, так хорошо начавшееся, к сожалению, не получило дальнейшего развития.
До создания  музея  был проделан долгий и трудоемкий путь, кропотливо готовилась почва для этого.
Лет сорок назад малая гра­фика стала «вербовать» своих сторон­ников из числа молодых молдавских художников. Возможно, это явление было несколько запоздавшим для ев­ропейской страны, но вполне своев­ременным для наших условий; тогда только-только появились полиграфическая ба­за и  художники, работавшие в станковой и малой графике.
Экслибрис, как  явление в малой графике, представлял собой к этому вре­мени достаточно популярное направление.
    Уже в середине 60-х годов среди мол­давских художников возник отряд его приверженцев,  работающих в этой области. Но для большого успеха почва еще не была готова. Хорошие художники- графики, иллюстрирующие книги (И. Богдеско, Л. Григоращенко, Л.Беляев, А.Усов и др.)  экслибрисами не очень увлекались, а вот поколение молодых художников проявляло к ним неподдельный интерес. От лю­бительского уровня они пос­тепенно поднимались до уровня профессионального, и когда это новое направление выросло достаточно в коли­чественном  и качественном отношении, по­явилась необходимость за­явить об этом.
   Первое упоминание о молдавском экслибрисе прозвучало на 175-м заседании Московского клуба экслибрисистов 29 ноября 1973 года, в докладе Я.Л.Бейлинсона:
«К сожалению, молдавский книжный знак не получил по­ка такого большого развития, как скажем, на Украине или в Белоруссии. Но и то, что сделано, свидетельствует о больших возможностях творческих достижений художни­ков МССР в этом направлении. Можно надеяться, что в ближайшие годы мы станем свидетелями расцвета книжно­го знака в Молдавии».
    В 1976 году состоялась первая Республиканская выставка молдавского экслиб­риса, на которой были представлены или  около пятидеся­ти художников и студентов, работа­ющих в области книжного знака.
     В то время я был заместителем председателя  секции  малой  графики  и  экслибриса молдавского отделения Всесоюзного общества книголюбов, а после этой экспозиции возглавлял секцию до 1989 года.
     У меня сохранился готовый макет ката­лога этой первой выставки, который тогда так и не удалось издать, несмотря на то, что проводилась она под эгидой Госкомиздата и общества кни­голюбов республики.
     Факт существования нового нап­равления графики был закреплен в 1981 году из­данием  первой книж­ки «Современный молдавский экслибрис».
     Я был очень увлечен этой деятельность. Работа в секции и малая графика захва­тили меня полностью.
   В 80-е годы оформление молдавских книг пользовалось заслуженной популярностью. Книги, иллюстрированные молдавскими художниками, получали множество наград на всесоюзных и международных конкурсах, и разработкой экслибрисов занимались уже около  40 художников.
     Лидерами этого направления в бывшем СССР считались прибалтийские художники, поэтому наши графики стремились получить признание на арене малой графики именно в Прибалтике. Каждый раз для участия в  бьеннале прибалтийского экслибриса приглашался один гость из Союзной республики, отобранный профессиональным оргкомитетом. Таким гостем в 1983 году стал я. Это был первый ответственный выход молдавского экслибриса за пределы нашей Республики.
      Следующим знаменательным событием в истории развития культуры Молдавии, после издания книжки о молдавском экслибрисе, можно считать выставку молдавского книжного знака в Талине в 1982 году. Я до сих пор храню плакаты, афиши, журна­лы с публикациями, посвященные этому событию; когда три художника из Молдовы - Петр Влах, Владимир Шейко и ваш покорный слуга  обеспечили республике  про­рыв молдавского книжного знака  за её пределами.
       Потом была выставка в Латвии, а через небольшой проме­жуток времени  эта экспозиция переехала в Литву. Я начал  представлять и популяризировать работы молдавских художников на разных выставках за пределами нашей республики.
      Обществом книголюбов, активно популяризировавшем экслибрис, была выпущена серия буклетов с работами молдавских художников: «Искусство молдавского экслибриса», «Искусство молдавской книги». Двухтомник «Мастера экслибриса» и «Мастера книжной графики Молдавии» в миниатюрном оформлении (размером до 10 см) пользуются спросом  у коллекционеров и по сей день.
    С огромным удовольствием и увлечением я оформлял все эти материалы. Секция каждый год предлагала предусмотреть планом новое издание по экслибрису или выставку еще не известного автора книжного знака.
     К тому времени в Обществе книголюбов был уже оборудован зал для проведения экспозиций.  Впервые в  нём были представлены графические миниатюры из собрания известного коллекционера экслибриса С. Г. Ивенского: «300 книжных знаков». Были организованы вернисажи эстонского и литовского экслибриса, проведена первая выставка «Шрифтовой экслибрис» и состоялась экспозиция ведущего эстонского графика Лембита  Лыхмуса.
 Все это, спустя восемь лет, позво­лило выставить в столице Литвы большую экспозицию «Искусство мол­давского книжного знака», в которой участвовали десять наших лучших худож­ников.
Так ут­верждалась молдавская школа экслибриса на уровне бывшего СССР.
    В 1983 г. состоялась «2-я Республиканская выставка экслибриса», а в 1987г.- «3-я Республиканская выставка экслибриса». Эти экспозиции показали, что работа, проводимая секцией, была не напрасной.  Качество и содержательность экслибриса несравненно поднялись, расширился диапазон, а отряд творцов книжного знака  достиг уже 60-ти человек.
    Важной составляющей в работе секции были и вопросы информации и пропаганды молдавского экслибриса. В этой области было чем гордиться; объёмное издание «Современный Молдавский экслибрис». В подбор вошли лучшие работы, которые отличало не только техническое совершенство исполнения, но и  продуманная творческая концепция, отбор средств, шрифт, цвет.  Издание «Современный молдавский экслибрис», вышедшее в1987 году, давало представление о состоянии книжного знака в республике и могло доставить подлинное эстетическое удовольствие любителям этого вида искусства. 
 
     Лично я начал заниматься экслибрисом с 1971 года. В 80-х годах начал участвовать в зарубежных выставках. В 1984 году мои опусы попали в международное специализированное издание «Художники экслибриса», издаваемое  Международ­ной организации художников - экслибрисистов и со­бирателей экслибриса - ФИСАЕ (F.I.S.A.E.  federation internationale des societes  d"amateurs  d"ex-libris).
       В 1986 году датский специализированный журнал «NET» поместил информацию о моих экслибрисах. Опубликован­ная в нем статья рассказывала о ге­ографическом положении, истории, национальном составе Молдавской республики. Все это  подчеркивало значимость камерного по своей сути, но очень существенного для утверждения стра­ны в мировом сообществе вида ис­кусства. Об авторе экслибрисов, т.е. обо мне была напечатана очень маленькая справка, но были размещены мои книжные знаки.
      У меня по­явились заказы из стран Запада на их изготовление, предложения по обмену книжными знаками, причем интерес к молдав­ской теме был велик.
      Участие в издаваемой в Португалии  Марио да Мота Миранда «Био-библиографической энциклопедии искусства современного экслибриса» («Encyclopaedia bio-bibliographical of the art the contemporary ex-libris» в 1991г.), ещё больше расшири­ло контакты с внешним миром и способствовало  разрастанию моей коллекции.
       Раритетное международное издание, которое пользовалось особым спросом у коллекционеров, предоставляло возможность заглянуть в будущее.
     Мне захотелось создать центр малой графики и экслибриса, где был бы экспозиционный зал, помещение для печати гравюр, библиотека и лекционная комната и для этого у меня уже был определенный опыт. Была мысль  сделать это в Республиканском Обществе книголюбов, но перестройка наступала, и видно было, как сокращаются возможности данной организации.
       В то время меня восхищал  издаваемый Советским фондом культуры и Госкомпечатью СССР журнал «Наше наследие». После ознакомления  с деятельностью Фонда у меня родилась идея создания музей экслибриса.
    Я обратился в Молдавское отделение Советского фонда культуры с предложением передать ему мою собственную коллекцию книжных знаков и те­матическую библиотеку с условием, что будет открыт специализированный музей экслибриса.       
Было принято решение: до выделения отдельного помещения открытие музея экслибриса провести в залах дома-музея А. С. Пушкина, поскольку это увязывается и тематически и территориально;  А.С.Пушкин- книга- экслибрис.
       Для основания коллекции кишиневского музея я передал по актам (они до сих пор хранятся у меня)  более 2000 знаков, специальную литературу и 100 экслибрисов преподнёс в дар филиалу этого музея в г. Котовске (сейчас г. Хынчешть).
      Музей экслибриса в Кишиневе был открыт 10 февраля 1988 года, в день сорокалетия Дома-музея поэта. Это был первый  в Советском Союзе музей экслибриса. В Москве такой музей появился только спустя два года.
     На торжественном открытии Музея экслибриса присутствовали: заместитель министра культуры МССР А. К. Дани­лэ, народный писатель Молдавской ССР А. П. Лупан, первый секретарь правления Союза писателей республики И. К. Чобану, первый заместитель председателя правления Молдавского фонда  культуры Д. Д. Голь­цов, директор будущего московского музея экслибриса  В.В. Лобурев.
    Ленточку открытия перерезали председатель пушкинской ко­миссии Молдавского фонда культуры профессор Б. А.Тру­бецкой и я.
    На мое имя пришло благодарственное письмо от Советского Фонда культуры за подписью академика Дмитрия Ли­хачева. Событие освещали практически все местные газеты и всесоюзный журнал «Наше наследие».
    Министерство культуры выделяло деньги на приобретение уни­кальных работ из коллекций извес­тных собирателей и коллекционеров Москвы, тогда Ленинграда, Львова. Меня обозначили общественным директором Музея экслибриса.
    В октябре 1989 г.  Музей экслибриса - филиал Дома-музея А. С. Пушкина, как он тогда назывался, организовал Межреспубликанскую выставку-конкурс книжного знака «Жизнь и творчество А. С. Пушкина», посвященную 190-летию со дня рождения поэта. Издали всё необходимое к выставке, вручили премии и каталоги, торжественно отметили открытие.
    И наступило длительное забвение...
Только на подготовку создания музея ушло более двенадцати лет напряженной работы.
Мне очень жаль, что теряется целый пласт исторической культуры, в создание которого вложено столько сил и средств. Коллекция нашего несостоявше­гося музея - редкое собрание из десяти тысяч гравюр. Но... музей уми­рает. Обещанное рядом с пушкин­ским музеем здание так и не было передано под музей экслибриса, а его фонды до сих пор так и не систематизированы, выставки не проводятся, экслибрисное движение заглох­ло.
      Мало кто знает, что в кишиневском Музее экслибриса собраны работы современных  советских и молдавских художников, раритеты, относящиеся к периоду жизни Петра I и исторических деятелей его эпохи. Там есть знаки Антиоха Кантемира и фельдмаршала Брюса,  прячется один из самых редких в мире экслибрисов - знак Hildebrand Brandenburg относящийся к 1480 году (в мире сохранилось всего 3 экземпляра - подтверждение этому получено из научного отдела  г. Лейпциг). Всё это уникальное достояние хранится в запасниках Дома-музея А.С.Пушкина.
Я не могу смириться с тем, что сейчас к уникальному культурному достоянию практически нет доступа и двадцать пять лет редчайшие экспонаты средневекового и современного искусства лежат без движения. В реальности музей, получив дополнительное количество единиц хранения, приобрел более высокую категорию, но сами экслибрисы были забыты, их практически никому не показывают, а музейщикам эти хлопоты вообще не нужны.
Мы потеряли и продолжаем те­рять культурную среду. Мы не организовываем выставки - конкурсы экслибриса, где молодые художники могли бы продемонстрировать свои способности. Нет возможности ознакомиться с оригиналами книжного знака и увидеть, как они изготавливаются и печатаются.
 Предавая забвению достояние прошлого, мы прерываем связь вре­мен, без которой движение вперед невозможно.
 

Автор: Григорий Босенко
Авторские права защищены
07.02.2013